Следите за нашими новостями в социальных сетях:
Подпишитесь на рассылку, чтобы первыми узнавать о предстоящих событиях:
Теодор Курентзис и musicAeterna: Равель, Респиги, Рубинштейн
Москва, Большой зал Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского
28 декабря 2024 года
О ПРОЕКТЕ
В предновогодней программе оркестра musicAeterna на сцене встречаются три композитора, чьи фамилии начинаются с одной и той же буквы — Рубинштейн, Равель и Респиги. Эта «рифма» звучит почти как ответ великой триаде классической музыки — Бах, Бетховен, Брамс. Но в отличие от них, между тремя «Р» нет очевидной преемственности: их роднит не школа, а сила художественного жеста, страсть к звуковым экспериментам и — в каждом случае — особая связь с русской музыкальной традицией.

Антон Рубинштейн — романтический пианист-виртуоз, харизматичный дирижёр, крупнейший музыкальный деятель XIX века. Именно он основал первую в России консерваторию и заложил фундамент профессионального музыкального образования. Один из его идейных противников, а впоследствии — продолжателей, Николай Римский-Корсаков, стал учителем Отторино Респиги. Влияние русской школы явно слышно в его симфонических поэмах. Морис Равель, в свою очередь, оказался тесно связан с петербургской культурной сценой благодаря Сергею Дягилеву и заказу на балет «Дафнис и Хлоя» для Ballets Russes. Таким образом, три «Р» образуют не хронологическую, но эмоционально насыщенную и внутренне созвучную связку.

В концерте прозвучали:

Четвёртый фортепианный концерт Антона Рубинштейна, который уже на премьере в 1864 году имел огромный успех и оставался в репертуаре европейских сцен до конца XIX века. Его мощная романтическая экспрессия, виртуозность и меланхолическая интонация оказали влияние на Чайковского, Балакирева и Рахманинова. Последний высоко ценил пианизм Рубинштейна и считал его одной из ярчайших фигур в русской музыкальной истории.

Оркестровая сюита № 2 из балета «Дафнис и Хлоя» Мориса Равеля, где через три эпизода — «Рассвет», «Пантомима» и "Общий танец" — композитор создаёт образ чувственного и стихийного пробуждения природы. Прозрачная и богатая оркестровка, почти кинематографическое мышление и влияние русского фольклора делают эту партитуру одной из вершин музыкального импрессионизма. Также в программе — «Вальс» Равеля: хореографическая поэма о разрушенном после войны венском мире, одновременно восхищённая и обречённая.

Симфоническая поэма «Пинии Рима» Отторино Респиги — грандиозный цикл из четырёх частей, в котором композитор сочетает пейзажную живопись с акустическими экспериментами. От детских игр на вилле Боргезе и величавого хора катакомб до рассветной поэзии холма Яникул и грозного марша римских легионеров по Аппиевой дороге — каждое сочинение наполнено визуальной силой и звуковыми открытиями. В финале партитуры звучит соловьиная песня, записанная на граммофон — одно из первых в истории включений записи в живую симфоническую ткань.

Эта программа — не только музыкальное путешествие по разным эпохам и культурам, но и размышление о преемственности, влиянии и трансформации музыкальных идей. Три «Р" — три портрета, три эпизода, три мощных голоса, звучащих в пространстве одного вечера.
ПАРТНЁРЫ
ПУБЛИКАЦИИ В СМИ
ПУБЛИКАЦИИ В СМИ
Sostav
Музыкальная жизнь