Афиша концерта Антона Рубинштейна в зале Дворянского собрания 16 марта 1880 года. Санкт-Петербург
Братья Николай и Антон Рубинштейны. Москва. Конец 1860-х гг.
Нотная цитата партитуры с голосом из оперы «Фераморс». Вена, Австрия. 1872
А.Г. Рубинштейн. Санкт-Петербург. 1860-е гг.
А.Г. Рубинштейн. Нотная цитата из 6 тактов. Лейпциг, Германия. 1876
О РУБИНШТЕЙНЕ
Антон Григорьевич Рубинштейн (1829−1894) — выдающийся русский пианист, композитор, дирижёр и педагог, чьё имя стало синонимом музыкального гения XIX века. Вундеркинд, покоривший Европу в детстве, он стал первым русским музыкантом мирового уровня, выступавшим как виртуоз и автор собственных произведений.
Рубинштейн не только покорил сцены как исполнитель, но и создал систему профессионального музыкального образования в России, основав Русское музыкальное общество и первую в стране Санкт-Петербургскую консерваторию. Его композиторское наследие включает оперы, симфонии, фортепианные концерты и романсы, сочетающие отражение русской души с европейской музыкальной традицией. Современники называли его «русским Листом» и сравнивали с Бетховеном за мощь и экспрессию исполнения.
ВЕХИ БИОГРАФИИ
1829–1837
1829–1837
Родился 28 ноября 1829 года в селе Выхватинцы Подольской губернии (ныне — Приднестровье) в семье купца второй гильдии Григория Романовича Рубинштейна и Калерии Христофоровны. С пяти лет обучался игре на фортепиано у матери, демонстрируя исключительный талант. С восьми лет занимался под руководством музыкального педагога и композитора Александра Виллуана, своего главного учителя, который заложил основы его виртуозной техники.
1838–1839
1838–1839
В возрасте 9 лет, перебравшись вместе с семьей в Москву, дебютировал с сольным концертом, исполнив произведения Иоганна Гуммеля, Ференца Листа и Сигизмунда Тальберга. Его выступление вызвало восторг у московской публики, отметившей «удивительную чистоту и лёгкость» игры юного пианиста.
1840–1843
1840–1843
В 11 лет отправился в первое европейское турне вместе с Александром Виллуаном. За три года дал более 200 концертов в Париже, Лондоне, Вене, Стокгольме, Берлине и других городах. В Париже познакомился с Ференцем Листом и Феликсом Мендельсоном, назвавшим его «будущим музыкального мира». В Лондоне выступал перед королевой Викторией.
1844–1848
1844–1848
Жил в Берлине, изучая теорию музыки и композицию у музыковеда и педагога Зигфрида Дена. В этот период написал свои первые произведения, включая ранние фортепианные пьесы. После банкротства отца столкнулся с финансовыми трудностями, но продолжал сочинять и выступать.
1850–1854
1850–1854
Начал активно сочинять крупные произведения. В 1850 году завершил Первый фортепианный концерт. В 1851—1853 годах работал над симфонией «Океан», одной из первых русских симфоний в классической четырёхчастной форме.
Вернулся в Россию и начал активную концертную деятельность. В 1858 году дал концерты в Санкт-Петербурге, исполняя собственные сочинения, включая Первый фортепианный концерт. Получил покровительство великой княгини Елены Павловны, что впоследствии помогло в реализации его просветительских идей.
1859–1864
1859–1864
В 1859 году основал Русское музыкальное общество для популяризации академической музыки через концерты и лекции. В 1862 году открыл Санкт-Петербургскую консерваторию, став её первым директором. Разработал учебные программы, лично финансировал обучение талантливых студентов и привлёк ведущих европейских педагогов, таких как Теодор Лешетицкий. В 1864 году написал Четвёртый фортепианный концерт, одно из самых исполняемых его произведений.
В 1865 году Рубинштейн женился на Вере Александровне Чекуановой, у них рождаются дети. Покинул пост директора Санкт-Петербургской консерватории из-за разногласий с коллегами, но продолжил дирижировать концертами Русского музыкального общества.
1869−1871
1869−1871
В 1869 году завершил ораторию «Вавилонское столпотворение», отличающуюся масштабностью и драматизмом. В 1870−1871 годах работал над оперой «Демон» (премьера состоялась в 1875 году), которая стала шедевром лирико-психологической оперы, выдержала десятки постановок при жизни автора и стала одной из самых популярных русских опер.
Совершил грандиозное турне по США и Канаде вместе с венгерским скрипачом Генрихом Венявским. Дал 215 концертов за 9 месяцев, выступая в Нью-Йорке, Бостоне, Чикаго и других городах. Впервые представил цикл «Исторические концерты», охватывающий три века фортепианной музыки — от Баха и Моцарта до Шопена и Листа.
1885–1886
1885–1886
Провёл серию «Исторических концертов» в России (Санкт-Петербург, Москва) и Европе (Париж, Лондон, Вена, Берлин). Исполнил 175 произведений, включая сочинения 79 композиторов.
1887–1891
1887–1891
В 1887 году возобновил руководство Санкт-Петербургской консерваторией, сосредоточившись на реформах и поддержке молодых музыкантов. Предпринял масштабную просветительскую акцию, предназначенную, в первую очередь, для студентов — Лекции по истории фортепианной литературы, представив слушателям 1302 произведения. Этот фундаментальный лекционно-концертный проект признан одним из самых значительных событий российской музыкальной жизни.
1894
1894
Умер 20 ноября 1894 года в Петергофе. Похоронен в Александро-Невской лавре. Его смерть вызвала широкий общественный резонанс, а в 1900 году в Санкт-Петербургской консерватории был открыт музей его имени. В 1929 году к столетию композитора в Санкт-Петербурге в честь Антона Рубинштейна была названа улица, на которой он жил.
ПОЧЕМУ НАСЛЕДИЕ АНТОНА РУБИНШТЕЙНА ВАЖНО СЕГОДНЯ?
Имя Антона Рубинштейна — не только часть музыкальной истории, но и источник вдохновения для настоящего.
Как основатель Русского музыкального общества и первый директор Санкт-Петербургской консерватории, он заложил основы профессионального музыкального образования в России. Именно в этих стенах начинал свой путь Пётр Ильич Чайковский. Рубинштейн создавал систему, где важны были не только дисциплина и мастерство, но и свобода художественного выражения. Он привлекал лучших европейских педагогов, сам поддерживал студентов и задавал стандарты, которые и сегодня остаются ориентиром для ведущих музыкальных школ.
Как пианист-виртуоз, Рубинштейн стал символом исполнительского совершенства своего времени. Его «Исторические концерты», охватывающие три века фортепианной музыки — от Баха до Листа — были настоящими музыкальными путешествиями, вдохновляющими артистов исследовать классическое наследие.
В композиторском наследии Рубинштейна — глубокая связь русской мелодики с европейской традицией. Опера «Демон», симфония «Океан», фортепианный цикл «Каменный остров» и другие сочинения раскрывают богатство его художественного мира. Сегодня эти произведения вновь становятся частью концертной жизни и исследуются с новым вниманием.
Антон Григорьевич Рубинштейн многое сделал для того, чтобы музыка звучала на равных в России и за её пределами. Его выступления в Европе и Америке стали важной частью культурного обмена XIX века и заложили основу того, что сегодня называют международным музыкальным диалогом.