Следите за нашими новостями в социальных сетях:
Подпишитесь на рассылку, чтобы первыми узнавать о предстоящих событиях:
Выставка «Кажется, я играл один»
Санкт-Петербург, Дом Радио
10 ноября 2023 года − 10 января 2024 года
О ПРОЕКТЕ
«Кажется, я играл один» — неполная цитата девятилетнего Антона Рубинштейна после его первого московского концерта в 1839 году. Эта фраза стала метафорой всего его творческого и жизненного пути: человека, память о котором прошла путь от всемирного признания — через забвение — к современным попыткам заново осмыслить и представить его наследие.

Выставка рассказывает о композиторе, пианисте, основателе системы музыкального образования в России, но в то же время — о фигуре противоречивой, сложной как для своего времени, так и в контексте глобальной истории.

Отправной точкой и главным историческим ядром выставки стало собрание предметов из частной коллекции, посвящённой творчеству Антона Григорьевича Рубинштейна. Он был универсальной творческой личностью: выдающимся пианистом, композитором, дирижёром и инициатором создания первой русской консерватории. В рамках выставки его фигура раскрывается через визуальное исследование феномена культурной памяти — того, как образ деятеля меняется в зависимости от эпох и способов мышления.

Экспозиция логически выстроена в три части. Путешествие зрителя начинается в пространстве, стилизованном под музейный зал XIX века, где через подлинные архивные материалы можно ощутить масштаб популярности Рубинштейна при жизни. Культ музеев, библиотек, частных коллекций, множественность образов — в XIX веке изучение истории происходило прежде всего через материальные артефакты.

Затем следует резкий переход во второй зал — «зал равнодушия», повествующий о спаде интереса к Рубинштейну в советское время. Сравнение количества публикаций и упоминаний о нём в XIX и XX веках наглядно это иллюстрирует. Контрастная пустота, нарочитая унылость и фрагментарность оформления воплощают другую модель исторического сознания — когда одни нарративы подчеркиваются, а другие исчезают, превращаясь в «белые пятна».

Третий зал отсылает к выставке 1979 года в отделе каталогизации ВГБИЛ, организованной Татьяной Леонидовной Болычевой — коллекционером и исследователем наследия Рубинштейна. Это — современный оммаж тому проекту: вымышленная библиотека вне времени, в которой звучат личные микронарративы и ассоциативные связи, отражающие сегодняшние поиски нового способа воспринимать историческую фигуру.

Выставка продолжает дело тех, кто сохранял память о Рубинштейне: коллекционеров, исследователей, собирателей его архива. Зрителю предлагается почувствовать, как трансформируются формы взаимодействия с прошлым: от трепета перед оригинальным документом — к осмыслению нарративных иерархий, к работе с копиями, периодикой, цифровыми образами.

«Кажется, я играл один. Что я ощущал, я вспомнить теперь уже не могу, но, наверное, совсем не боялся, потому что ребенок никогда не боится публики: для него это забава».
ПАРТНЁРЫ
ПУБЛИКАЦИИ В СМИ
ПУБЛИКАЦИИ В СМИ
ТАСС
Телеканал «Санкт-Петербург»
SOBAKA.RU
АртГид